МОУ "Мордвесский ЦО им. В.Ф. Романова"
Поселок Мордвес, Веневский район, Тульская область
  • О школе

    1 августа 1960 года приказом областного отдела образования директором школы был назначен Романов Валентин Федорович. Валентин Федорович родился 14 января 1925 года, в селе Богучарово, Алексинского района, Тульской области. Начало войны он встретил девятиклассником. В 1942 году его призвали сначала на трудовой фронт, а затем в действующую армию. До 1949 года Романов прослужил на Дальнем Востоке, был участником войны с Японией. С 1949 по 1960 г. Валентин Федорович жил в Южно-Сахалинске, где работал кочегаром на паровозе и заочно учился сначала в средней школе, затем в Южно-Сахалинском учительском институте на физико-математическом факультете. После получения диплома с отличием он начал свою учительскую деятельность в средней школе № 9 г. Южно-Сахалинска. С 1958 г. по 1960 работал директором средней школы № 13 г. Южно-Сахалинска. В 1960 году В.Ф. Романов переехал со своей семьей в Тульскую область, п. Мордвес, где на протяжении 26 лет работал директором Мордвесской школы и преподавал математику. Являясь хорошим организатором, Валентин Федорович сумел сплотить педагогический и ученический коллективы и направить их деятельность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Школа на протяжении многих лет была лучшей в районе по основным показателям. Романов был не только прекрасным методистом-педагогом, но и был внимательным к окружающим. Но с особой любовью Валентин Федорович работал с детьми. Он был настоящим психологом, поэтому хорошо разбирался в ребячьих душах, мог к каждому найти подход. В 1986 году Валентин Федорович ушел с должности директора, продолжая работать учителем математики до 1989 года (умер в 1990 г). С его уходом была перевернута огромная и, пожалуй, лучшая страница школьной летописи.С 1991 года по инициативе учителей, учащихся и общественных организаций п. Мордвес школа стала носить имя Валентина Федоровича Романова.

    История школы

    Мордвесская школа была открыта в 1935 году. Это было дошкольное учреждение. Железнодорожники строили его для детского сада. Но это здание было куплено для школы за 48 тыс. рублей. В школе было всего пять классных комнат. Занимались в одну смену.  Самый старший был 6 класс, еще два класса пятых, а также два начальных. В школе училось около 150 человек. Первым директором школы была Екатерина Гавриловна Горохова, которая окончила московский институт физики. Создавать школу вообще трудно, но она взялась за это нелегкое дело. Преподавателями в этой школе работали: Громов Г.Д., Орлова П.В., Соколов Л.А., Иванова З.Г., Атланов В.И., Драгун П.А., Босенко З.С., Беккер Л.Г. и другие учителя, фамилии которых установить не удалось.

    Летом 1938 года закончилось строительство первого корпуса нового здания школы нам том месте, где она расположена до сих пор. В 1939 году школа стала десятилеткой. Был первый выпуск учащихся 10 класса, их было 13 человек.

    Некоторые из них выбрали профессию учителя. В их числе Тарасова Мария Степановна (Барш). После окончания школы она работала в районе около 10 лет учителем начальных классов. С 1944 года в Мордвесской школе Мария Степановна работала учителем русского языка и литературы. 34 года своей жизни она отдала школе. Сейчас Барш М.С. на заслуженном отдыхе, проживает в п. Мордвес. Двое из этого первого выпуска погибли в годы Великой Отечественной войны.

    А в 1940 году был построен и второй корпус. Школу строили два года из кирпича церкви деревни Алитово. Учащиеся школы с радостью распахнули двери шести классных комнат новой школы. Начальные классы занимались в новом корпусе, а старшие в старом здании.

    Директором школы с 1938 года был Соколов Лев Алексеевич (учитель истории). В конце декабря 1938 года его назначили заведующим РОНО. В октябре 1939 года был призван в армию, но отправка была задержана до октября 1940 года, и он снова стал директором школы. В мире второй год шла Вторая Мировая война. Её приближение к границам нашей Родины было очевидным. Многих учителей забрали в Красную Армию. Не стал исключением и Соколов Л.А. (участник Великой Отечественной войны). С октября 1940 г. по 1941 г. директором был Овчинников С.В., он преподавал физику в старших классах. В июне 1941 г. Степан Васильевич был мобилизован на фронт. Погиб в 1945 г.

    Новый учебный год начался в суровые месяцы войны. Занятия порой прерывались из-за того, что бомбили поселок. 26 ноября танки противника подошли к п. Мордвес и заняли его. Учебные занятия прекратились. Но враг на территории поселка был не долго. После освобождения школа была не пригодна для занятий. Учителя со старшеклассниками сами ремонтировали школу. Занятия начались в сложных условиях. Не было бумаги, писали на газетах, занимались в три смены. Из воспоминаний Климановой А.Д. о занятиях во время войны: « … В те годы было трудно учиться: учебников не хватало, не было тетрадей. Писали на клоках бумаги. Записывали все то, что говорил учитель, а потом отвечали по записям. Было плохо с отоплением. Замерзали чернила. В классе была печка. Ученики собирались на переменах у этой печки и грелись. Но мы знали, что это временные трудности…»

    И, наконец, Победа! В первый послевоенный месяц 10 класс окончили 9 человек. В школе начали работать кружки: хоровой, драматический, инструментальный.

    Тяжелые послевоенные годы. Разруха, холод и голод. Из воспоминаний Митрюхиной К.Г. (Савельевой): «…Окна школы до верхних переплетов были засыпаны для утепления шлаком. В классах было темно и неуютно. Зимой мы работали в пальто, даже руки иногда приходилось отогревать в варежках. Книг, тетрадей, даже чернил не хватало. Продукты получали по карточкам, поэтому часто ощущали голод. Одеты были плохо. Учителя были в таком же положении. Но работоспособность была на удивление большая… Экзамены на аттестат зрелости мы сдавали в Веневской средней школе, так как из наших учителей нельзя было набрать экзаменационную комиссию в полном составе с высшим образованием. Даже в такое трудное время директор школы, Арцыхович Николай Георгиевич, организовал для нас выпускной вечер… Классный руководитель Шуть Елена Герасимовна танцевала с нами по очереди, так как на 9 девочек приходился единственный мальчишка, который к тому же не умел танцевать.…А потом разбрелись по белу свету, а мы с Барониной Юлией Николаевной (Калининой) стали работать в школе, одновременно заочно учась в педагогическом институте…»

    Савельева К.Г. долгие годы проработала в Мордвесской школе учителем географии, три года заведующей по учебной части, затем организатором внеклассной работы. Клавдия Георгиевна Заслуженный учитель РСФСР, учитель-методист школы.

    !948-1950 годы. Страна завершала восстановление народного хозяйства. Выполнены задачи по восстановлению очагов культуры, разрушенных фашистскими оккупантами. А разрушения были громадны: свыше 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средне специальных учебных заведений лежали в руинах. Постепенно приходила в себя и Мордвесская школа. Жизнь школьников становилась интереснее. В 1948 году школу закончили всего семь человек, в 1949 г. – 8 выпускников, в 1950 г. – 10 выпускников.

    На снимке учителя того периода Фокина Н.Н., Шуть Е.Г., Арцыхович Н. Г., Дудукина И.К.

    Выпускные классы следующих лет становились все больше и больше. Многие все также возвращались в стены своей школы уже учителями. Значительную часть учащихся этих лет составляли пионеры. Интересную работу с ними проводила старшая вожатая Ольга Ивановна Бодрова (с 1947 по 1954 г.). Любящая детей, жизнерадостная она вносила задор в пионерскую жизнь, умела увлекать делами, художественной самодеятельностью. А сколько походов по родному краю было совершено!

    Во второй половине 50-х годов быстро развивалось среднее образование, была создана широкая сеть вечерних школ, где училась молодежь, занятая на производстве. Открывались школы-интернаты. При школе был тоже организован интернат (просуществовал он до 1990 года) для детей из отдаленных деревень, в котором в разные годы проживали от 30 до 60 человек. В Мордвесской школе учеников становилось все больше. Это были целеустремленные юноши и девушки. В 1954 году 10 класс окончили 50 учащихся, а 1956 – 72 ученика. В 1958 году количество учащихся в школе было более 500 человек, поэтому учились в две смены. Школа укрепляла свою материальную базу. В эти годы учителем географии работал Башкин Алексей Иванович. Он сам был выпускником школы. В 1941 году был призван на трудовой фронт, затем окончил танковое училище и с войсками Красной Армии дошел до Берлина. Закончил заочно педагогический институт в г. Москва. Алексей Иванович был организатором многих походов по родному краю.

    Началось строительство двухэтажного здания школы, существующего и по сей день. Учащиеся старших классов принимали активное участие в заготовке строительного материала. Но школу постигло несчастье: во время работы в карьере были засыпаны учащиеся 10 класса. Двое из них погибли: Слепов и Пронякин. Коллектив школы очень переживал эту утрату.

    С 1945 по 1958 год директором школы был Арцыхович Н.Г., окончил Ленинградский институт им. Герцена. В 1939 году приехал в Мордвес, работал учителем географии. В начале войны был взят на фронт, а в декабре 1945 г. вернулся в п. Мордвес и был назначен директором школы. Работал до 1958 года.

    Заведующим учебной частью был Веденкин Н.Н. С 1939 года он работал в Мордвесской школе. 20 июня 1941 года Веденкина призвали в Красную Армию и направили в училище связи г. Мурома. После окончания училища в составе 166-й танковой бригады Николай Никитович попадает на Сталинградский фронт. Летом с частями нашей армии он освобождает от оккупантов нашу страну и страны Восточной Европы. С января 1947 года Веденкин снова работает в Мордвесской школе учителем физики и математики, с 1948 г. – завучем, а с 1958 по 1960 – директором школы, а завучем в это время Доброхотова В.Т.

    Летом 1960 года была построена новая двухэтажная школа на 340 мест. Школу строил Тульский строительно-монтажный отдел в течение 6 лет. При школе был нестандартный спортзал. И, несмотря на то, что при строительстве были допущены ошибки, учащиеся и жители п. Мордвес были рады новой школе. 1 сентября 1960 года детвора заполнила новые классы.

    1 августа 1960 года приказом областного отдела образования директором школы был назначен Романов Валентин Федорович. Валентин Федорович родился 14 января 1925 года, в селе Богучарово, Алексинского района, Тульской области. Начало войны он встретил девятиклассником. В 1942 году его призвали сначала на трудовой фронт, а затем в действующую армию. До 1949 года Романов прослужил на Дальнем Востоке, был участником войны с Японией. С 1949 по 1960 г. Валентин Федорович жил в Южно-Сахалинске, где работал кочегаром на паровозе и заочно учился сначала в средней школе, затем в Южно-Сахалинском учительском институте на физико-математическом факультете. После получения диплома с отличием он начал свою учительскую деятельность в средней школе № 9 г. Южно-Сахалинска. С 1958 г. по 1960 работал директором средней школы № 13 г. Южно-Сахалинска. В 1960 году В.Ф. Романов переехал со своей семьей в Тульскую область, п. Мордвес, где на протяжении 26 лет работал директором Мордвесской школы и преподавал математику. Являясь хорошим организатором, Валентин Федорович сумел сплотить педагогический и ученический коллективы и направить их деятельность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Школа на протяжении многих лет была лучшей в районе по основным показателям. Романов был не только прекрасным методистом-педагогом, но и был внимательным к окружающим. Но с особой любовью Валентин Федорович работал с детьми. Он был настоящим психологом, поэтому хорошо разбирался в ребячьих душах, мог к каждому найти подход.

    Из воспоминаний выпускников школы: «Валентин Федорович вел два кружка – математический и парашютный. Математикой было интересно заниматься, но парашютом…, просто не передать словами, как нам нравились эти занятия. Ведь на них мы говорили не только о технике прыжков, но и обо всем понемногу», «Валентин Федорович много рассказывал о жизни на Дальнем Востоке и рассказы эти были увлекательными. Мне кажется, что основная его черта – это искренность. Он за все школьные дела болел душой, много сил и энергии затрачивал для любого дела».

    В 60-е годы в школе было более 740 учащихся, около 30 учителей. Учились в две смены. Завучем в это время была Кузина Мария Петровна, заведующим хозяйственной частью – Баранов Сергей Константинович.

    В 1960-61 учебном году вводилось в школах производственное обучение, выпускным классом считался 11 класс, классным руководителем которого являлась Кудашева А.С.

    В 70-е годы школа жила интересной жизнью. Большое внимание уделялось процессам обучения и воспитания. Завучем школы того периода была Петракова М.К., 1929 года рождения. Она окончила Тульский педагогический институт им. Л.Н. Толстого. В школе преподавала русский язык и литературу. Под ее руководством творчески работали методические объединения школы. РОНО использовало Мордвесскую школу как базовую для распространения передового педагогического опыта. В школе ежегодно проводились семинары директоров и завучей школ. Под руководством директора решались успешно новые педагогические задачи. Интересна и многообразна была внеурочная жизнь школы. На протяжении ряда лет в смотре художественной самодеятельности школа занимала призовые места. Постоянно поддерживалась связь с Мордвесским ДК, где членами драм. кружка были многие учащиеся. В это время в школе работал Мартишин В.В., который был от природы талантливым музыкантом и сумел создать два замечательных школьных хора.

    На высоте была и спортивная работа, особенно отмечались лыжная, волейбольная секции и художественной гимнастики. В этот период преподавали физическую культуру Зайцев В.И. и Одинцова Г.Ф.

    Коллектив учителей в эти годы пополнился молодым поколением, теми учителями, которые работают по сей день: Сидорова Т.Д., Сергеева Н.В., Агуреев В.В., Агуреева Т.И., Околелова Н.и., Митюшина И.М.

    В 70-годы началось сотрудничество школы с совхозом Мордвесский, на базе которого был создан лагерь труда и отдыха. Это положило начало созданию производственной бригады, которая впоследствии стала лучшей в районе.

    В 80-е годы в школе обучалось более 400 человек. Это были годы рассвета производственной бригады. Возглавляла бригаду Околелова Нина Ивановна, которая с 1980 года и до сегодняшнего дня работает организатором и заместителем директора по воспитательной работе. За бригадой было закреплено 64 га земли, из них 15 га под кормовую свеклу, 4 га под картофель, 20 га семечкового сада, а остальная площадь засевалась зерновыми культурами (овес, ячмень). Школе были выделены 4 трактора (2 гусеничных и 2 колесных), вся посевная и почвообрабатывающая техника. Все с/х работы проводились строго по технологическим картам, в разработке которых принимали участие и старшеклассники. Ежегодно лучшие юные трактористы, садоводы, дояры принимали участие в областных соревнованиях, где занимали призовые места. А раз в 4 года проводились Всероссийские слеты ученических бригад, в которых наши бригадиры (Суполкина Вера, Семенова Вера, Стогова Наталья, Митюшина Нина, Гнездилова Юля) принимали участие. В 1987 году школьная производственная бригада заняла 3-е место на Всероссийском смотре-конкурсе ученических производственных бригад, была награждена грамотами Министерства Образования и Министерства сельского хозяйства.

    Работа в бригаде оказала большое влияние на выбор будущей профессии выпускников тех лет. Очень многие связали свою судьбу с работой в сельском хозяйстве.

    Еще в 70-е годы, опережая время, В.Ф. Романов поставил и решал насущные проблемы школы. Одна из них – изучение возрастных, индивидуальных особенностей личности. Именно этой проблеме уделялось особое внимание на протяжении многих лет. Коллектив учителей пытался создавать все условия для того, чтобы каждый ученик реализовал свои способности, чтобы на уроках каждый работал в силу своих возможностей. Особое внимание уделялось начальной школе, ибо как не бывает хорошего здания без фундамента, так не будет прочных знаний в среднем и старшем звене без хорошей подготовки в начальных классах. Директор вместе с учителем, познакомившись с каждым первоклассником отдельно, составляли психолого-педагогическую карту-характеристику.

    Валентин Федорович был не только учителем, директором школы, но и пропагандистом, лектором, активным общественником. В газете «Красное знамя» от 28 февраля 1978 года К.Г. Савельева писала: «… Аудитория слушателей у В.Ф. Романова самая разнообразная. Он выступает не только перед учителями, учащимися, но и работниками сельского хозяйства, родителями. Его волнует вопрос воспитания будущего поколения.… Не было ни одного общешкольного, родительского, педагогического, партийного и комсомольского собрания, на котором не выступал бы Валентин Федорович».

    В школе работал сплоченный коллектив учителей, методическую работу которого на протяжении многих лет направлял заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гусарова Светлана Васильевна, назначенная на эту должность в 1984 году и работающая до 2014 года. Сегодня Светлана Васильевнаотдает свои знания детмя как учитель иностранного языка

    В 1986 году Валентин Федорович ушел с должности директора, продолжая работать учителем математики до 1989 года (умер в 1990 г). С его уходом была перевернута огромная и, пожалуй, лучшая страница школьной летописи.

    Сердце школы – учитель, готовый противостоять любым трудностям, именно таким был Валентин Федорович, который провел в Мордвесской школе урок длиною в жизнь, работая не от звонка до звонка, а по велению сердца, не зная ни больших, ни малых перемен. Все, что касалось школы, у него было на первом месте. С 1991 года по инициативе учителей, учащихся и общественных организаций п. Мордвес школа стала носить имя Валентина Федоровича Романова.

    90-е годы были непростыми годами в истории России. Непростыми они оказались и для школы. В связи со сложным экономическим положением в стране Мордвесская школа, как и многие другие, оказалась один на один со своими проблемами. Но педагогический коллектив смог удержать школу на плаву, выдержав многие трудности и продолжая традиции школы, заложенные В.Ф. Романовым.

    С 1986 года по 1989 год директором школы была талантливый педагог и учитель русского языка и литературы – Сидорова Татьяна Дмитриевна. С 1989 г. по 1990 г. – Околелова Нина Ивановна, с 1990 по 1994 – Гореликов Виктор Алексеевич. 22 февраля 1994 года в школу директором назначили Охапкина Геннадия Николаевича, с приходом которого начался новый этап в истории школы. Лучшие традиции школы были поддержаны и получили дальнейшее развитие. В 2015 году Геннадий Николаевич закончил свою трудовую деятельность. Директором школы была назначена Дорохина Наталия Игоревна.

    Образование и формы обучения

    Уровень образования Реализуемые программы Формы обучения
    Начальное общее образование Основная образовательная программа начального общего образования Очная
    Основное общее образование Основная образовательная программа основного общего образования  Очная
    Среднее общее образование Основная образовательная программа среднего общего образования  Очная
    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития школы принята на заседании педагогического совета школы и включает в себя подробную информацию о направлениях деятельности центра образования. Программа развития в соответствии с Федеральным законом "Об образовании". В программе определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе, общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию учения.

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie