МОУ "Мордвесский ЦО им. В.Ф. Романова"
Поселок Мордвес, Веневский район, Тульская область
  • 24 января 2025 года состоялось очередное заседание школьного методического объединения гуманитарного цикла.

    На заседании участниками был заслушан доклад Богачевой Татьяны Юрьевны на тему "Организация самостоятельной работы на уроках английского языка". В своем докладе Татьяна Юрьевна поделилась личным опытом проведения самостоятельных работ и  рассказала о методике, которую она использует на занятиях.
    24 января 2025 года состоялось очередное заседание школьного методического объединения гуманитарного цикла..

    Докладчик: Богачёва Татьяна Юрьевна,

    учитель иностранного языка

     

     

     

                В процессе изучения иностранного языка важно уделять внимание самостоятельной работе учеников. Именно от самостоятельной работы ученика будет зависеть качество знаний, умений и навыков, приобретенных им на уроках.

    Учитель  объясняет новый материал, но этот материал не будет полностью освоен учеником, если ученик не будет самостоятельно выполнять различные задания по данной теме, а также не будет  самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки, допущенные во время выполнения заданий.

    Самостоятельность не является врожденным качеством ученика. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить.

    Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако, на мой взгляд, при обучении иностранным языкам важную роль играет групповая форма самостоятельной работы. Например, при обучении чтению и говорению очень важна работа с текстом.

    Перед чтением текста выполняются предтекстовые задания.

    Во время подготовки к самостоятельной работе учащихся с текстом необходимо показать, как понять содержимое текста, несмотря на наличие незнакомых слов: читаем текст, сначала как бы не обращая внимания на незнакомые слова. Затем, когда практически понято основное содержание текста, ученики должны догадаться о значении незнакомых слов, исходя из контекста. Таким образом, развивается языковая догадка. Далее, необходимо посмотреть в словаре и, если есть необходимость, выписать новые слова в тетрадь. После понимания содержания текста, ученики должны не только выразительно прочитать текст, но и ответить на вопросы по содержанию текста.

    Лучше, если данная работа будет групповой. Учитель делит класс на группы. В одной группе работают учащиеся с разным уровнем обученности.

    Приведу пример текста для 7 класса.

    «My New School Is Fantastic»

    Rita Nelson is fourteen, and she has changed her school because her parents moved to another town this summer.

    “Let me tell you about my new school. I’m having a great time. All pupils are very friendly, but it’s very different from my old school. I can tell you! First of all school starts at 8.00 here, a whole, hour before it did in that school. This morning I forgot about it and got to school ten minutes late, so the teacher put a note into my record-book. I was really angry!

    There are a lot of other differences in this school, of course. We have seven lessons here almost every day. What else? The school day is different, too. In my former school we finished school at 3.00, and then most pupils went home. Here we finish lessons at 3.30, and then most pupils go to sports practice. Well, they love sports here.

    I joined gymnastics and football clubs here. A lot of girls play football in this school. I had my first practice yesterday, and I feel tired today.

    Another important thing here is learning to do practical things. Their metal and wood shops are like small factories, and we are taught to drive as well. It’s fantastic. I had my first lesson in driving a tractor yesterday.”

    Первое, что должны предположить ученики в группах- это то, о чем будет текст, исходя из его названия

    Например, «This text is about a fantastic school».

    Далее, ученикам предлагается выписать ключевые слова: my new school, my old school, seven lessons и т.д.

    Ученики в группах должны ответить на вопрос: «Why the new school is fantastic?»

    За 15-20 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста и выполнить задания после текста.

    Exercise 1. Choose the right answer.

    Rita Nelson is _______

    a) 13    b) 14         c) 15

    Lessons in Rita’s previous school started at

    a) 7 o’clock      b) 8 o’clock    c) 9 o’clock

    Rita has _______ lessons every day.

    a) 5            b) 6               c) 7

    Rita’s lessons are over at

    a) 3. 00       b) 3.30       c) 4.00

    After lessons most pupils go

    a) to sports practice b) home     c) for a walk

    Exercise 2. Name the things in Rita’s new school that are different from her previous school.

    1.     Number of pupils in Rita’s class.

    2.     Time when the lessons begin

    3.     Time when the lessons end

    4.     Number of subjects in the curriculum (расписание)

    5.     Number of lessons every day

    Exercise 3. True or false?

    1.     Rita doesn’t like her new school.

    2.     Today Rita came to school in time.

    3.     Student don’t love sports in the new school.

    4.     Many girls play football in the new school.

    5.     Rita likes to drive a tractor.

    Exercise 4. Answer the questions on the text "My New School Is Fantastic”.

    1.     Why has Rita changed her school?

    2.     When do the lessons begin?

    3.     Why did the teacher put a note into Rita’s record-book?

    4.     What clubs did she join?

    5.     What games do girls play in her new school?

    6.     What practical things are the children taught?

    В конце работы один из участников группы отчитывается, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают и более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу.

    Также можно предложить учащимся оценить свой вклад в работу группы и то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

    Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Очень часто учащиеся не могут найти необходимое слово в словаре, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой необходимо.

    Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу.

    Научившись видеть ошибки в речи других, ученики лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я прошу пересказать текст представителя одной из групп, а остальные должны внимательно слушать и исправить услышанные ошибки.

    При изучении текстов на моих уроках в группе, повышается интерес учеников к учебному процессу, лучше осваивается новая лексика, развивается языковая догадка; ученики быстрее начинают не только слышать звучащую речь, но говорить сами. А ведь цель изучения любого иностранного языка - это коммуникация. Всё это положительно влияет на оценки, которые учащиеся получают на уроке.

    Данную работу можно проводить не только при чтении текстов, но и изучении других материалов при обучении различным видам речевой деятельности.

    Итак, сделаем вывод, что от самостоятельной работы ученика зависит качество знаний, умений и навыков, приобретенных им на уроках. Учителю необходимо научить ученика организации самостоятельной работы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie